Подписаться на RSS Подписаться на RSS

Святые места Казахстана

Святые места Казахстана

10 августа наступил Рамадан (или – Рамазан) – священный месяц, который продлится до 11 сентября. Мусульмане должны встретить Рамадан с твердым решением оставить позади все грехи, раскаяться в них и более к ним не возвращаться. Рамаданом называется и пост – в соответствии с одним из пяти столпов ислама правоверные мусульмане должны соблюдать его в течение месяца от утреннего намаза до вечернего. У тюрков, в том числе и в Казахстане, более распространено название Ураза. По окончании Рамадана следует праздник разговения Ураза-Байрам. Наряду с постом и молитвой в этом месяце правоверные совершают хадж.
О священных для мусульман местах Казахстана мы расскажем сегодня.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи (Яссави)

Расположение: Туркестан
Собственно, именно благодаря этому памятнику, включенному в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, древний город Турке-стан с более чем 1,5-тысячелетней историей, в прошлом слывший духовно­политическим центром тюркоязычных народов и ставший первой столицей казахских ханов, стал известен во всем мире.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи был воздвигнут по приказу великого эмира Тимура, известного в истории как Тамерлан, на могиле святого суфия Ходжи Ахмеда Яссауи в период с 1385 по 1405 год. Почитавшийся великим учителем тюркских народов поэт, философ, суфист и проповедник жил в этом городе, тогда называвшемся Яссы (отсюда добавление к его имени, означающее «из Яссы»). Здесь он занимался проповеднической деятельностью и основал суфийский орден «Яссауи». Призывая к суфистским идеям аскетизма, отречения от земного мира и терпения, Ахмед Яссауи сам твердо следовал им и жил в бедности, чем заслужил высокий нравственный авторитет среди своих современников.
В 63-летнем возрасте он вырыл землянку и стал жить в ней. Объяснил он это так: достигнув возраста пророка, нет необходимости жить сверх срока, отведенного им. Говорят, что в подземелье он прожил столько же, сколько на земле, и умер глубоким старцем. После смерти вокруг его имени создавались легенды, а сама могила, над которой был сооружен мазар, стала культовым святым местом. Вокруг почитаемого места впоследствии возник целый ряд построек, связанных с культом Ходжи. Мавзолей стал архитектурным комплексом, в котором объединены функции мавзолея, мечети, ханаки (монастыря), помещений административного и хозяйственного назначения, и представляет собой величественный ансамбль из дворцов и храмов. Один из самых больших возведен в эпоху тимуридов.
Мемориал, ставший местом паломничества еще в ХII веке, сегодня является одной из главных святынь мусульманского мира и наиболее посещаемым храмом Центральной Азии. В тюркском мире Яссауи почитается вторым после Мухаммеда пророком, что отразилось в поговорке: «В Медине — Мухаммед, в Туркестане — Ходжи Ахмед». Мавзолей Яссауи называют «Второй Меккой». Среди паломников три поездки в Туркестан равняются малому хаджу в Мекку.

Мавзолеи Сайрама

Расположение: село Сайрам, в 20 км от Шымкента
Обряд поклонения могиле великого суфия принято начинать с посещения мест захоронения его родителей — мавзолеев отца и матери Яссауи Ибрагим-Ата и Карашаш-Ана в Сайраме. Если паломник не посетит эти памятники, путешествие в Туркестан не будет считаться цельным.
Сайрам, в древности крупнейший город на Великом шелковом пути под названием Исфиджаб, в средние века был одним из очагов пропаганды исламской религии, здесь жило много духовных наставников и ученых. Один из них — отец Ходжи Ахмеда Яссауи известный шейх Исфиджаба Ибрагим-Ата. В своих хикметах Яссауи, родившийся в Исфиджабе, писал, что отец был религиозным и уважаемым человеком. В народе ходили легенды о его святости и необыкновенном даре провидца, ему приписывали также качества отменного землепашца.
Мать великого ученого была одной из просвещенных, благовоспитанных и грамотных женщин своей эпохи. Имя Карашаш-Ана почитают во всем тюркском мире, оно — символ идеала материнства. Она была дочерью известного в Сайраме муллы Муссы, настоящее ее имя — Айша­биби. По народному преданию, когда­то к верхушке купола мавзолея, воздвигнутого над ее могилой, была привязана прядь черных волос (имя Карашаш, как прозвали ее в народе, означает «Черноволосая»), но впоследствии она была утеряна. Сама пост-ройка Х III века, как и возведенный веком ранее мавзолей отца Ибрагим-Ата, не сохранилась в первозданном виде: под воздействием времени и природных стихий она неоднократно разрушалась и возводилась заново. Во внутреннем дворике мавзолея Карашаш-Ана есть колодец, воде из которого приписывают чудодей­ственную силу.
Рядом с захоронением Карашаш-Аны находятся и могилы ее близких — Ибрагим-ходжи, Сулеймен­ходжи, Салим-ходжи и Даут­ходжи.
В Сайраме есть также мавзолеи первых миссионеров, святых раннеисламского периода. Вообще, Сайрам славится огромным изобилием мазаров (святых могил), мавзолеев, надгробий и усыпальниц. В народе повелось говорить: «Святых (бабов) в Сайраме не счесть». А сегодня не счесть паломников, приезжающих поклониться могилам этих святых из дальних мест и стран Центральной Азии.

Исцеление – на вершине горы

Недалеко от Хромтау в Актюбинской области есть две горы, похожие на женский бюст. Говорят, поднявшись трижды на каждую из гор, любой смертный излечится от недугов, «очистится».

Проезжающие мимо обязательно останавливаются здесь, чтобы получить от святых благословение на дальний путь. Сюда едут те, у кого в семье разлад, не клеится с работой, болеют дети. Люди ночуют здесь, приводят в порядок могилы святых и уезжают, здоровые и успешные.
Древняя легенда говорит, что молодая девушка, обладающая силой исцеления и защищавшая землю от нашествия врагов, чтобы не быть оскверненной, превратила свою силу в горы и оставила свой дар людям.
— Наши предки еще с V века были целителями, — рассказывает потомственная целительница Нисвеля-апа. — Это передается через поколения. В определенное время я начала замечать, что знаю, что что­то случится. Первое видение у меня было, когда моя золовка угорела: она затопила печь, закинула два ведра угля и не открыла поддувало. Несколько месяцев до случившегося я задыхалась дымом, например, на улице иду, а задыхаюсь. Он меня душит, я дышать не могу, ночью не могла спать.
Нисвеля-апа слышала голос, который на протяжении четырех лет кричал ей что­то в ухо и не давал покоя. О чем, разобрать она не могла. Узнала только потом, что это был голос ее предка — Беккула-аулие.
— Как-то в Актобе пригласили ясновидящую Марию из Москвы: в конце 80-х годов пропал таксист, — вспоминает женщина. — Ее пригласили специально, чтобы по фотографии найти его. Он лежал именно там, где она и сказала: в кювете, куда слетел с трассы. В таксопарке работала моя невестка. Она попросила Марию принять меня с сыном. Тогда мы и узнали, что родом из целителей. Она стала кричать на нас и ругать за то, что мы не слушаемся этого голоса.
— Эти две святые горы много дают человечеству, — говорит апа. — Приезжают инвалиды, кто не может встать на ноги, и многие люди, как в сказке, за какие­то пять-шесть суток встают и уходят отсюда сами.

* Мавзолей Арыстан-Баба*

Расположение: Отырарский район Южно­Казахстанской
области, в 55 км от Туркестана
Арыстан-Баб (Арслан­Баб, Арслон-баб) — известный религиозный мистик ХІІ века, легендарный святой, почитаемый в Центральной Азии, с его именем связано множество легенд. Предания приписывают ему возраст библейского старца (по разным данным, он жил от 300 до 900 лет) и грандиозный исполинский рост — около пяти метров.
По легендам, прожив сотни лет, он изучил основы тридцати трех религий и, признав верным ислам, стал одним из самых верных сподвижников самого пророка Мухаммеда. Прославившись смелостью в битвах за веру, он получил свое прозвище — Лев (Арыстан).
Направляясь в Туркестан, паломник обязательно сделает крюк через мавзолей учителя и духовного наставника Ахмеда Яссауи Арыстан-Баба. Приезжающие поклониться могиле Яссауи сначала проводят ночь у мавзолея Арыстан-Баба и, получив здесь благословение, отправляются в Туркестан.
Интересно, как появился сам памятник. По местной легенде, когда по приказу Тимура стали возводить стены туркестанского мавзолея, их снесла сильная буря. После вторичного возведения история повторилась. Тогда явившийся во сне Тимуру старец пояснил: сначала надо возвести мазар учителю и наставнику Ахмеда Арыстан-Бабу. Эмир Тимур так и поступил.
Главная же легендарная миссия Арыстан-Баба заключалась в передаче аманата — тайного поручения, обязательства и благословения пророка Мухаммеда будущему подвижнику и святому Ахмеду Яссауи. Арыстан-Баб вызвался выполнить завещание пророка и передать сладкий плод (по разным данным — хурму, сушеный финик или инжир) мусульманину Ахмеду, который родится через 400 лет. Получив его, он сразу же отправился странствовать. Чтобы не потерять заветный плод, хранил его во рту, под языком. Спустя 400 лет в окрестностях древнего Отырара у берегов Сырдарьи он отдал его 11-летнему мальчику, пожелавшему стать учеником старца и потребовавшему у него то, что лежит у того под языком. Это и был будущий великий проповедник суфизма Ахмед Яссауи, распространивший ислам среди кочевых тюркских народов.
По другому преданию, Арыстан-Баб передал мальчику четки­аманат, полученные им из рук умирающего пророка.
Согласно преданиям, Арыстан-Баб умер и был похоронен в окрестностях Отырара в XII веке. Вероятно, тогда же был заложен мавзолей. В XIV веке по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было сооружено новое, которое, как и сайрамские мавзолеи, несколько раз перестраивалось и реставрировалось.
Сегодня этот памятник XII-XX вв. является вторым по значимости памятником истории и архитектуры Южного Казахстана после мавзолея Яссауи и одной из мусульманских святынь Центральной Азии. Здесь функционируют Центр паломничества и гостиница. Возле мавзолея находится колодец с очень соленой водой, которая, как утверждает народная молва, обладает исцеляющими свойствами. *
Мавзолей Домалак-Ана*

Расположение: Байдибекский район Южно­Казахстанской области
Мавзолей этот построен в честь младшей супруги национального героя, родоначальника казахских племен Старшего жуза Байдибек­Ата. Саму Домалак-Ана, жившую на рубеже XIV-XV вв., называют прародительницей казахского народа и считают символом материнства.
По одной версии, ее имя происходит от персидского «Дихнат мама» — «Святая Мать», впоследствии трансформировавшегося в Домалак. По другим данным, Домалак-Ана (буквально — «Круглая мать») ее прозвали в народе из-за маленького роста, а настоящее ее имя было Нурила.
Домалак-Ана вошла в народную память как скромная, любящая мать, излучавшая свою любовь на всех детей. Она славилась незаурядным умом и мудростью, чистотой души и святостью. По народным рассказам, своими мудрыми решениями она примиряла враждующие племена, заглушала извечные обиды между ними. Кроме того, была ясновидящей, могла предвидеть будущее.
Считается, что мавзолей Домалак-Ана был заложен ее внуком Дулатом, пригласившим увековечить память известной бабушки мастера из Бухары.
В течение последующих веков мавзолей несколько раз перестраивали и реставрировали. Современный паломник увидит на месте древнего захоронения памятник XX века, отстроенный из белого мрамора. По преданию, в мавзолее есть два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек.
Одиночное здание мавзолея расположено на возвышенности и хорошо просматривается с автодороги. «Памятник в честь Великой Матери Бабижар, дочери Аксултана», как он был «подписан» на стене у входа в мазар, стал местом поклонения Великой матери казахского народа и в целом материнству.

Гора Казыгурт

Расположение: Казыгуртский район, в 40 км от Шымкента
Казыгурт в списке святых мест Казахстана занимает особое положение: «священный» статус горы не имеет научно-доказательной базы и носит фольклорный характер. Но посмотреть на символическое воплощение легенды, манящее издалека с 200-метровой высоты, теперь едут люди разных вероисповеданий.
О святости горы, которую называют достоянием не только казахской нации, но и всех восточных народов и даже золотой колыбелью человечества, существует более 50 легенд. Главная из них, которая особенно активно эксплуатируется в последние годы, связана с именем библейского Ноя (Нуха): якобы после потопа тот причалил к Казыгурту — самой высокой горе Вселенной, вершина которой осталась незатопленной, когда весь Мир скрылся под водой.
В древнем стихотворном предании говорится, что корабль остался на вершине Казыгурта, и оттуда затем распространились народы по всему свету. Сюжет спасения отразился и в преданиях о названии горы (каз­«гусь», курт-«червь»). Одна легенда рассказывает, что люди на корабле вначале увидели летящего гуся и решили, что земля рядом. В другой — что беркут, находящийся на корабле, поймал гуся и отдал его голод­ным людям. Они зарезали гуся и увидели в его внутренностях земляного червя и обрадовались — земля рядом.
Говорят также, что здесь можно увидеть и место, где остановился ковчег. Это каменное образование, похожее на днище огромной лодки, размеры которого соответствуют параметрам ковчега, указанным в Священном писании. В окрестностях горы в местечке Кемекалган (буквально — «Место причалившего ковчега») паломникам показывают родник из трех источников. Образовался он якобы там, где жил пророк с детьми после ухода воды. Кстати, те, кто пробовал воду из разных источников, говорят, что у нее разный вкус. Соответственно, им приписывают разные целебные свойства: горькой водой лечат глаза, соленой — желудок, а обычная придает человеку особую силу. О перевезенных на ковчеге «тварях по паре» здесь напоминают каменные статуи с очертаниями животных. Кстати, по одной из легенд, и люди, и животные участвовали в большом торжестве, устроенном пророком на земле Казыгурта в честь спасения, по-этому именно отсюда пошла традиция праздновать Наурыз.
В Кемекалгане расположена также скала Ата-Ана (иначе — очищающая от грехов скала «Адам и Ева»), символизирующая прародителей человечества. По форме это две высокие скалы с расщелиной, через которую, по поверьям, сможет пройти только безгрешный.
Ковчег запечатлен на гербе Казыгуртского района, а историко-культурный комплекс «Ковчег пророка Нуха» в виде большого корабля установлен на международной автотрассе Алматы — Ташкент — Термез на перевале Казыгурт напротив самой горы.

Фото Хусана Азизова и Александра Грищенко.

Добавить комментарий





Если выбрано, каждый раз когда кто-нибудь будет отвечать на Ваш комментарий, Вам будет отправляться e-mail с уведомлением.


Введите буквы и цифры, изображенные на картинке.